Иные делают это на каждый час: Но хорошо навыкнуть к одной какой-либо, чтобы, начав ее, тотчас загорался дух. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие. Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: Первая степень — молитва телесная, более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: Несмотря, однако ж, на то, положи пределы и делай молитву.

Фарисеи, смирение, чувства, чутьё

Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Введение В"Начертании христианского нравоучения" изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

Правда, там последняя цель человека указана — в общении с Богом — и путь к ней изображен: Приложить бы только слово: Но как сделать это?

Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с.

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием.

И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие:

Например, в качестве постной пищи стали употреблять рыбу. Между тем, Типикон, Минея, Триодь и Великий Часослов, где даются разъяснения о постах, говорят следующее: Так, Великим постом рыбные блюда разрешается вкушать на Благовещение Пресвятой Богородицы и на Вход Господень в Иерусалим в Лазареву субботу на трапезе можно"утешиться" рыбной икрой , Успенским - на Преображение Господне, Петровым и Рождественским - по субботам и воскресеньям.

В последние пять дней перед Рождеством, когда держится строгий пост, рыба не употребляется даже в субботу и воскресенье. Послабление во время постов дается только на большие праздники.

"Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою.

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием.

И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие:

Толкования на 1 Сол. 5:19

Эту истину впечатлительно внушил св. Антоний одному брату, который, отказавшись от м ра и раздав бедным все, что имел, удержал при себе малость некую на случай нужды какой, и пришел к св. Старец, посмотревши на него, узнал, что в нем, и сказал ему: Брат сделал, как велел ему старец, и тут собаки, птицы и шершни окружили его и ранами покрыли все тело его.

Когда пришел он опять к старцу, сей спросил его, сделал ли он, что ему было приказано; он, жалуясь, показал раны свои.

«СТРОГОСТЬ внешнего подвижничества должна СООТВЕТСТВОВАТЬ обновлению внутренних сил духа. Прежде возгре ревности, а потом.

Православный календарь на год Феофан Рим. Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет.

Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа - то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим.

Подвиги должны быть своевременными и соразмерными телесным и духовным силам

Путь ко спасению 1. В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он-то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Если в исполнении заповедей — основание спасения, то дух ревности есть единственная для нас спасительная сила. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу.

Где нет его, там все прекращается и падает:

Что же означает быть воином Христовым Об этом подробно пишет в Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом! Возгреем в себе ревность духовную к исполнению заповедей.

Как содействовать восприятию благодати Таким образом, благодатная внутри, в духе, жизнь будет гореть и разгораться. Ради ревности и усердия человека, предающего себя Богу, благодать будет повторять наития и проникать его своей освящающей силой все более и более, или усваивать себе. Впрочем, на этом не нужно и не должно останавливаться. Это еще семя, точка опоры. Надлежит сделать, чтобы этот свет жизни проходил далее и, проникая собой естество души и тела и, таким образом, освещая их, присваивая себе, освобождал их от прившедшей неестественной страстности и возводил их в чистый и естественный их вид - не оставался в себе, а разливался по всему нашему существу, по всем силам.

Но поскольку силы эти все пропитаны неестественным, то дух благодати, чистейший, пришедший в сердце, не может прямо и непосредственно входить в них - их нечистота является преградой. Поэтому надлежит утвердить некоторые посредства между духом благодати, живущим в нас, и силами, через которые он переливался бы в них и исцелял эти силы через них, как через приложенные к больным местам пластыри.

Неделя Всех Святых

Это говорит о том, что можно подвизаться, вести внутреннюю жизнь, но неправильно, неверно. И в результате неправильной внутренней, духовной жизни, зайти в неверные душевные состояния, которые на языке Св. Отцов называются — самообольщением или духовной прелестью, то есть лесть, само-обман в превосходной, в высшей степени. Человек, при этом будет думать, что он стремится к Богу и служит Ему.

А в реальности будет получаться, что он, по настрою своего духа, удаляется от Него, и служит не Богу, а дьяволу, в настрое своего духа. Поэтому очень и важно, чтобы духовная, внутренняя жизнь, проходилась правильно, в согласии с волей Божией.

Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только . Значит, в жизни христианской, вследствие жара ревности, есть себя, в готовности сретить Господа, сильнее возгрей сердечное сокрушение и Оно, подобно препоясанию чресл, означает готовность и силу действовать.

Толкования на 1 Сол. Иоанн Златоуст Духа не угашайте Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение 2 Тим 1: Поэтому и в другом месте он говорит: Гомилии на 2-е послание к Тимофею. Поэтому Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа.

Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет - так бывает и с даром благодати. Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам. Афанасий Великий Духа не угашайте К этому же увещевает нас блаженный Павел, так как он врученный нам дар благодати не желает видеть охлажденным, пища следующее: Таким образом мы пребудем общниками Христа, если твердо удержим от начала до конца залог Духа; ибо апостол говорил:

Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею (истолкованное святителем Феофаном) ( 2)

И это действительно так. Если посмотреть, что происходит в душе этого человека, то с полной уверенностью можно сказать — хотя автор и не провидец, — что там скачут в безпорядке раздраженные чувства и помыслы:

А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. «Завет» Люди исполняли символ (обрезание), а духа уже не имели: «Не то истинное .. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас.

И в постах, и в праздниках Святая Церковь твердо руководствуется апостольским преданием, премудро распределяя дни поста и праздников в течение года, дабы посредством тех и других воспитывать чад своих для Царства Небесного, для вечной будущей жизни Святые отцы, прилагая слова Спасителя о"ветхих и новых мехах" к духовной жизни, поучают, что не следует человеку, неопытному в духовной жизни, сразу вдаваться в чрезмерные подвиги;"прежде возгрей в себе дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, - пишет святитель Феофан затворник.

Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Это не значит, что строгости негодны, а только то, что надо все делать по порядку. Надо, чтобы все шло от сердца, от души, а не для показа" Кроме того, одни внешние, телесные подвиги, без заботы о внутреннем очищении сердца от страстей, от грешных помыслов, а главное - без смирения, самоуничижения, могут даже повредить делу спасения души; такой неразумный подвижник, засмотревшись на свои мнимые подвиги, легко может возгордиться ими и впасть в прелесть; тогда действительно такому человеку, по слову Спасителя, бывает Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира Он еще возлежал за столом в доме Своего новопризванного апостола Матфея и беседовал с учениками Иоанна Крестителя, когда народная толпа, стоявшая у дверей, почтительно расступилась: Может быть это был один из тех старейшин, которые приходили к Спасителю от лица сотника, строителя синагоги, с просьбой исцелить его слугу.

О ХРАНЕНИИ ДУХА ревности ПО БОГУ

В покаянии, ради духа сокрушенного и обета творить волю Божию, Божией благодатью возжжен сей огнь в духе нашем; он—то и есть сила на творение заповедей и только он один и способен подъять все это бремя. Где он, там тщание, усердие, готовность, живость на дела, угодные Богу. Где нет его, там все прекращается и падает: Это тот огнь, который пришел возжечь на землю Господь наш Иисус Христос и который возжигается Духом Святым в сердцах верующих, нисшедшим в виде огненных языков.

И обратно, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и . Прежде возгре ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в.

Рождество Христово Новый год. Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год.

К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь—в-точь представляет то, чем, по Апостолу, должно быть обрезание сердца, — о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св.

Так все предметы, теснящиеся в сознание в новый год сходятся в одном — внутреннем обновлении нашем чрез обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом, т. В следующий новый год, ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней и, вследствие того, истинною будешь преисполнен жизнью.

Дух ревности 32 Александр Болотников